Так как подбор персонала – это одна из самых важных задач, которая стоит перед менеджером ресторана, мы предлагаем добавить в список вопросов для соискателей несколько необычных. Они помогут выявить нужные качества для работы в ресторанной сфере и дадут понимание того, насколько подходит человек для работы, и стоит ли инвестировать в него свое время и деньги.
1. Почему вы хотите работать именно в ресторанном бизнесе?
Лучшие работники ресторанной индустрии всегда стремятся к тому, чтобы делать людей довольными.
Как отреагирует ваш потенциальный сотрудник этот вопрос? Возникнут ли у него затруднения с ответом или же он в красках расскажет о том, как его воодушевляет искренняя благодарность гостей и как приятно, когда люди возвращаются снова и приводят друзей? Обратите внимание на эту часть ответа.
2. Что для вас означает «гостеприимность»?
Словари определяют гостеприимность как «радушие, готовность и желание принять гостей».
Если ответ кандидата на должность официанта или администратора содержит то же самое, сказанное своими словами, — это отличный сотрудник в будущем, даже если сейчас ему не хватает некоторых практичных навыков.
3. Расскажите о самом запомнившемся случае в качестве посетителя ресторана
Совсем неважно, расскажет ли соискатель о неком неприятном инциденте или же о посещении ресторана с превосходным обслуживанием. Ответ на этот вопрос поможет понять, что в представлении кандидата — качественный сервис. Если рассказ предельно подробный, то это показатель того, что человек будет относится к работе с большим вниманием к деталям, что в нашем бизнесе очень важно.
4. Есть ли личности, которые вас вдохновляют, на которых вы равняетесь?
Этот вопрос, на первый взгляд, больше подходит для кандидата на должность шеф-повара или администратора ресторана, нежели официанта. Но его все же стоить задать человеку, который делает свои первые шаги в ресторанной индустрии.
Если начинающий официант расскажет, к примеру, что он в восторге от Аркадия Новикова, его таланта и приверженности своему делу, то очень вероятно, что перед вами очень перспективный работник, который будет развиваться в своей профессии, а не бросит ее спустя время, как большинство других.
5. Как вы отреагируете, если посетитель, написавший в интернете несправедливый гневный отзыв о вашей работе, снова появится у вас в заведении?
Сотрудники, имеющие некоторый опыт в ресторанном деле, знают, что в большинстве конфликтных ситуаций стоит придавить свое эго и любым доступным способом задобрить разгневанного посетителя и чем быстрее, тем лучше. Это, конечно же, зависит и от концепции заведения, и от самой ситуации. В некоторых случаях имеет смысл защищать свою точку зрения и пытаться донести гостю, как сильно он навредил заведению своим отзывом, но чаще всего — какие-либо попытки отстоять себя только усугубят ситуацию.
Вы можете быть уверенны, что перед вами перспективный сотрудник, если его ответ сфокусирован на том, что произошло с точки зрения посетителя, и какие выводы нужно сделать, чтобы не допустить подобного негатива в будущем.
6. Что вы будете делать, если посетитель пытается использовать купон на скидку, срок действия которого истек?
Человек, который только пытается устроится к вам на работу, безусловно, никак не может знать, что у вас заведено делать в таких случаях. Поэтому «правильный ответ» заключается в том, как соискатель отреагирует на него. Следите за реакцией. Ваш кандидат внутренне напрягся, начал нервничать? Или же сохранил спокойствие и улыбку на лице?
Реакция на провокационный вопрос — отличный индикатор стрессоустойчивости. Если претендент на должность официанта теряется в такой ситуации, как он сможет справится с работой в час пик, когда у вас полный зал посетителей, не говоря уже о разрешении сложных или конфликтных ситуаций.
7. Чем вы занимаетесь на досуге? Какие ваши увлечения?
Это обязательный вопрос, особенно для тех, кто претендует на должность официанта или бармена. Наличие интересов, хобби, увлечений — показатель разносторонней личности. Это качество очень важно в работе с клиентами, особенно когда целый день приходится общаться с самыми разными людьми — от случайных посетителей до постоянных клиентов.
Кроме того, увлечения помогают сохранять баланс и уберечься от выгорания на работе. Человек, который после работы переключается на другой вид активности, более стрессоусточив, чем тот, чей досуг ограничивается просмотром развлекательных шоу по ТВ и бездумным листанием соцсетей.
8. Случались ли у вас конфликты с сотрудниками и как вы их разрешали?
Человеку, которого вы принимаете на работу, надлежит стать частью вашего уже сформировавшегося коллектива. Умение выстраивать отношения с коллегами не менее важно, чем профессиональные качества, знания и опыт соискателя.
Ответ на этот вопрос поможет понять, способность человека преодолевать разногласия. Нет ничего опаснее, чем появление в коллективе склочного сотрудника, провоцирующего конфликты внутри команды. Отношения между коллегами очень сильно влияют на атмосферу заведения в целом. Посетители любят места, работники которых с удовольствием проводят время в компании друг друга.
9. Что в поведении посетителей раздражает вас больше всего?
Посетители бывают разными, в том числе не самыми приятными. Ответ на этот вопрос покажет насколько человек легко раздражителен. Если ответ будет коротким, попытайтесь расспросить более подробно, чтобы понять, как будет реагировать сотрудник, если в начале дня ему испортят настроение, не повлияет ли это на качество его работы в течение всей смены.
10. Есть ли какая-либо категория людей, которых вы ни за что не согласились бы обслуживать?
Этот вопрос обязательно стоит задать напрямую, прежде чем допустить сотрудника к работе с клиентами. Согласитесь, вам не хотелось бы узнать, что в целом старательный и квалифицированный сотрудник, которого вы недавно взяли на работу, имеет предубеждения по отношению к определенной категории людей, в тот самый момент, когда представитель этой категории посетит ваш ресторан.
В наши дни благодаря соцсетям информация о разного рода дискриминации (по цвету кожи, вероисповеданию, прочим различным особенностям) распространяется моментально и подобный конфликт способен нанести серьезный ущерб бизнесу.