Меню — основа ресторанного бизнеса, главный маркетинговый инструмент в любом ресторане. Это не просто список блюд, которые подают в заведении, а способ захватить внимание посетителя. У вас может быть масса вспомогательных элементов от тейбл-тентов до наклеек, но меню было и остается главным каталогом продаж вашей кухни, напитков и сервиса. Меню – зеркало ресторана и его маркетолога. Зачастую, грамотно составленное меню продает само даже больше официанта.
Как правильно расположить блюда в меню? Какой дизайн удачнее? Как сделать меню интересным и удобным? С фото или без?
Давайте рассмотрим, на что стоит обратить внимание, чтобы меню работало на вас.
Длинное иликороткое меню?
Запомните, длинное меню увеличивает время обслуживания посетителей. Вместо того чтобы определиться с заказом в течение нескольких минут, они будут долго и скрупулезно изучать меню. Особенно это касается клиентов, которые пришли к вам впервые. Они также не могут определиться, что им стоит попробовать, и консультируются с официантом. Скорость обслуживания других столиков значительно снижается, а значит, вы теряете деньги.
Некоторые рестораторы аргументируют в пользу длинного меню тем, что клиент, попробовав все, перестанет ходить в ваше заведение. Это ошибочное мнение. Запомните: ваши постоянные посетители возвращаются, чтобы еще раз съесть любимое блюдо, и рекомендуют его своим знакомым.
Выделите маржинальные позиции в меню
Привлекайте внимание к маржинальным блюдам в меню. Поместите их в отдельный блок, напишите большим шрифтом или контрастно выделите на фоне других позиций.
Ставьте самые маржинальные блюда на первые или последние позиции в своей категории. Но они не должны быть самыми дешевыми или самыми дорогими — это негативно влияет на продажи.
Выделите маржинальные блюда фотографией. Если вы добавляете фото к каждой позиции, то подчеркнуть нужное блюдо будет проблематично. Но если показать только несколько позиций из категории, они точно зацепят взгляд гостя.
Добавляйте блюда с маржинальностью выше среднего в спецпредложения. Например, сезонное предложение, лимитированное блюдо от шеф-повара, только в определенные дни и т. д.
Акцентируйте внимание гостей на редких и дорогих ингредиентах в составе блюд. Все хотят попробовать что-то необычное, то, чего нельзя купить в магазине. Подобные составляющие выступают хорошим оправданием высокой цены.
Сделайте меню читабельным
Отделяйте визуально цены от позиций в меню, чтобы гостям было удобно их сравнивать. Расположите цены в отдельном столбце или разделите чертой. Главное, не пишите рядом с названием блюда.
Информация в меню должна соответствовать действительности
Омлет из двух яиц должен содержать именно два яйца. Если на фотографии в меню изображены 8 креветок на блюде, посетителю должны подать именно 8 креветок. Опять же говорите только правду – если в меню указаны определенные бренды, например ром Bacardi в мохито, то именно с Bacardi бармен должен готовить коктейль. Свежевыжатый апельсиновый сок и сок из замороженного концентрата, разумеется, не идентичны, а замороженная зеленая фасоль не должна называться свежей. Будьте честными и открытыми.
Пишите вкусно и наглядно
Сравните.
Салат «Оливье»: картофель, филе куриное, огурец малосольный, горошек, морковь, яйца, заправка.
Салат «Оливье»: знаменитый сытный салат с отварными овощами крупной нарезки, нежным куриным филе и фирменной сливочной заправкой.
Описание блюд чрезвычайно важно особенно в макетах без картинок. Такой прием сглаживает возможные недоработки официанта, а во многих ситуациях – не ставит гостя при заказе в неловкое положение, когда он не знаком с названием блюда.
И совет для начинающих рестораторов
Не пренебрегайте самым простым советом: посмотрите, как оформлено меню у ваших конкурентов. Сочетается ли оно с общей концепцией заведения и что посетители заказывают чаще. Не бойтесь заимствовать удачные модели и добавлять их в свое меню. Но копировать не стоит – ваше заведение уникально.
+ несколько бонусов на закуску
1. ПРАВИЛО «ОБРАТНОГО Z»
Гость смотрит на разворот меню по принципу «Обратного Z»: верхний правый угол, верхний левый, нижний правый, нижний левый. Размещайте самую важную информацию в верхней части страницы.
2. ВИДНО ПЕРВОЕ И ПОСЛЕДНЕЕ
В списке блюд или напитков ставьте интересующие вас позиции первыми или последними.
3. НЕ ВЫСТАВЛЯЙТЕ ПОЗИЦИИ ПО ЦЕНЕ
Не ставьте позиции меню списком от дешевого до дорогого (или наоборот). Заставьте гостя углубиться в меню, изучить ассортимент и цены в поисках дешевой или дорогой позиции.
4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАЧКИ
Выделяйте в меню интересующие вас позиции специальными значками. Например: Новинка, Акция, Острое, Детское блюдо, Популярное блюдо, Большая порция, Освежающее, Собственное производство и прочее.
Это не только помогает быстрее сориентироваться в меню, но и усиливает впечатления.
5. ЦВЕТ ШРИФТА
Есть позиция, которую хотите продавать больше остальных? Напишите ее другим цветом. Только представьте, как смотрится, например, красная надпись в списке черных.
6. КОМПЛИМЕНТАРНЫЕ ПРОДАЖИ
В описании позиции сразу указывайте, с чем их лучше сочетать. Например: каре ягненка с огня (идеально сочетается с гарниром из картофеля, ягодным соусом и красным сухим вином).
7. ФИРМЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Не секрет, что люди ходят в рестораны за эксклюзивом, который дома не приготовишь. Так дайте им этого и побольше. Указание «Фирменное блюдо» или «От шефа» сработает с большой эффективностью!